Как настроить велосипед
Современный велосипед — устройство, которое можно отрегулировать для максимального удобства и безопасности вождения. Выполняется настройка различных регулируемых деталей.
Регулировка тормозов велосипеда
Плохо отрегулированные тормоза могут стать причиной потери управления на дороге и аварии. Перед настройкой велосипеда необходимо определить вид тормозов — ободные или дисковые.
Далее проверяют, как работает тормозная система без нагрузки, вхолостую. Зачастую обнаруживается ослабление троса, который достаточно подтянуть. Регулировка ободной тормозной системы подразумевает настройку колодок, которые отвечают за точность торможения. Установку выполняют симметрично и параллельно ободу, расстояние от обода должно быть 1 мм.
Угол тормозных рычагов
Необходимо установить рычаги так, чтобы запястья руки были прямыми. Если приходится разворачивать руку вверх, чтобы ухватиться за тормозной рычаг, нужно сильно наклоняться вперед. В случае, если запястья нужно поворачивать вниз, локти опускаются, и велосипедист утрачивает равновесие.
Чтобы отрегулировать, можно ослабить шестигранный болт, который крепит тормозной рычаг, и повернуть его, пока рычаги не встанут под углом в 45 градусов. Это оптимальное положение, после сильнее затяните болт.
Положение тормозного рычага на руле
Многим нравится класть на ручку три пальца, а одни контролировать тормозной рычаг. При этом, практически все дисковые тормоза рассчитаны на контроль двумя пальцами. Такое положение позволяет уверенно удерживать руль при езде по неровной дороге.
Чтобы выполнить регулировку, нужно установить рычаг так, чтобы средний палец можно было с удобством расположить напротив конца тормозного рычага. Для этого ослабляют шестигранный болт и поворачивают крепеж наружу или внутрь. Когда вы достигаете оптимального положения, нужно только закрутить болт до затяжки. Также учитывайте расположение сигнала.
Регулировка досягаемости тормозного рычага
Если управление тормозом расположено далеко, это ухудшает быстроту реакции. Когда тормозной рычаг находится слишком близко, снижается сопротивление при нажатии на тормоз.
Регулировка досягаемости различается в зависимости от типа велосипеда. На некоторых моделях такая возможность не предусмотрена. В большинстве случаев можно немного ослабить шуруп на рычаге, чтобы передвинуть устройство на удобное расстояние от ручек руля.
Настройка дисковых тормозов механического типа
Тормоза нуждаются в настройке, когда диск задевает колодку или эффект торможения ослабевает.
- Выжмете до отказа рукоятку тормоза. Если она доходит до пальцев, ограничиваем ее свободных ход. Для этого ослабьте контргайку и выверните регулятор, далее затяните контргайку и оцените ход рукоятки. В случае, когда нужно сильно выкручивать винт, предварительно можно ослабить затяжку тросика. Сделать это просто — выверните винт маятника, вытяните торс и снова его заверните.
- Проверьте зазор между колодками и диском. Желательно делать на просвет или на белом фоне, чтобы была хорошая видимость. Для должной регулировки машинки предлагаем ослабить винты для крепежа тормоза к вилке.
- Ослабьте винты для свободного движения тормоза. Теперь нужно выжать ручку и закрепить в этом состоянии, примотав тканью или резинкой.
- Машинку правильно центрируют относительно диска.
- Затяните винты крепежа тормозной машинки к вилке. Вворачивать винты необходимо поочередно, одинаково на 25% оборота. Теперь можно отпустить ручку.
Настройка руля велосипеда
Настроить руль велосипеда несложно. Если вы заметили, что после езды ноет поясница, значит положение руля слишком высокое. Когда велосипедист чувствует каждую кочку, это указывает на низкое положение.
Правильным считается положение, при котором кисти, локти, а также шея и спина не напрягаются во время езды. Чтобы создать комфортные условия для вождения, нужна грамотная настройка высоты и наклона руля велосипеда.
Рулевая колодка
Необходимо проверить затяжку рулевой колодки. Для проверки надежности крепления колонки транспортное средство упирают передним колесом в угол и фиксируют в таком положении. Далее возьмитесь рукой за место крепежей и подвигайте велосипед вперед-назад. Если будет заметен люфт, нужно отрегулировать в должном положении.
Верхний и боковые фиксирующие болты немного ослабляют. После ослабления правых и левых крепежей начинают затягивать якорек сверху до момента, пока зазор не исчезнет. В случае, если рулевая и переднее колесо перестали плавно ходить, нужно немного освободить. Добейтесь положения, когда рулевая свободно ходит, но без люфта.
Руль желательно закручивать по диагонали крест-накрест, чтобы обеспечить должный зажим выноса рулевого хомута в следующей последовательности:
- верхний левый;
- нижний правый;
- верхний правый;
- нижний левый.
Регулировка выноса
Для правильной настройки выноса руля велосипеда придерживаются следующей последовательности действий:
- упритесь локтем в переднюю часть седла;
- вытяните пальцы руки к рулю;
- отрегулируйте руль так, чтобы кончики пальцев располагались на середине выноса.
Далее настраивайте седло и руль в должное положение с учетом ваших предпочтений, в зависимости от комплекции и роста, чтобы езда на велосипеде была комфортной.
Настройка переключения скоростей велосипеда
Многие сталкиваются с необходимостью регулировки работы переключателей скоростей. Современные велосипеды оснащают передним и задним переключателем, для их настройки необходимо выполнить несложные действия:
- передвинуть цепь на меньшую звезду спереди и на самую большую сзади;
- начать вращать винт до достижения положения рамки, когда цепь будет находиться максимально близко к внутренней пластине, без задевания рамки во время вращения педалей;
- перевести цепь на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звездочки;
- начать вращать другой винт для установки рамки в положение, когда цепь будет находиться на максимально близком расстоянии к наружной пластине.
Передний переключатель скоростей
Чтобы закончить настройку переднего переключателя, его лапку фиксируют на 2-3 мм выше цепи. Далее регулируют натяжение троса.
Задний переключатель скоростей
Регулировку начинают с перемещения цепи на самую большую звездочку. Цепь должна перемещаться по щелчку. Если не получается, необходимо немного ослабить натяжение троса. Для этого покрутите барабан по часовой стрелке. Когда цепь станет плавно и быстро перемещаться по звездочкам, это будет означать, что настройка переключения скоростей проведена правильно.
Регулировка седла велосипеда
Положение седла легко поменять, для этого нужно раскрутить болты. Основные настройки касаются высоты, наклона и вылета горизонтальной плоскости. Параметры отличаются в зависимости от роста и комплекции человека, вида байка и предпочтений в езде.
Угол наклона седла
Чтобы подобрать оптимальный угол наклона, необходимо установить седло практически в горизонтальное положение и сесть на него. Далее почувствуйте, как вам удобно и комфортно. Стандартно отклонение седла от горизонтали составляет не более трех градусов, чтобы не было ощущения соскальзывания.
Высота седла
Чтобы настроить высоту, рекомендуют надеть обувь для езды на велосипеде. Далее поставьте седло на произвольную высоту с учетом вашего роста. Следующее действие — посадка на седло.
Посмотрите, полностью ли стопа вытянутой ноги касается педали в нижнем положении. Когда ступня неплотно прилегает, понадобится больше усилий для кручения педалей. В этом случае седло нужно опустить. Когда нога согнута в колене при положении стопы в нижнем положении, высоту нужно увеличить. Комфорт движения обеспечивается при возможности полностью вытянуть ногу.
Следует учитывать, что возможности настройки по высоте ограничены — нужно следить, чтобы седло не выдвигалось больше ограничительной отметки. Если вы планируете ездить по бездорожью, седло устанавливают ниже.
Положение седла
Новые модели велосипедов имеют возможность регулировки вперед-назад. Чтобы определить правильное положение, проверяют, находится ли бугорок под коленом на одном уровне с осью педалей в тот момент, когда педали в положении на три часа.
Регулирование давления воздуха в шинах
Рекомендуют перед каждой поездкой оценивать давление воздуха в покрышках. Следует учитывать, что изменение температуры на улице влияет на давление в колесе. Также со временем давление уменьшается.
Посмотреть рекомендуемое давление можно на отметке, расположенной на боковой части колеса. Чтобы не рисковать, желательно поддерживать низкое давление. Поездка на таких колесах будет мягкая, с улучшенной силой сцепления.
Для регулировки необходим насос и измерительное устройство. Настройку выполняют с учетом веса велосипедиста:
- от 45 до 70 кг — достаточно минимального давления;
- от 70 до 90 кг — прибавьте до 5 фунтов на квадратный метр до минимального значения;
- от 90 и более — прибавьте 5-10 фунтов на квадратный метр до минимума.
Сезонный осмотр велосипеда
Перед началом сезона рекомендуют полностью осмотреть велосипед, чтобы оценить его исправность.
Необходимые действия:
- проверьте надежность закрепления деталей — ничего не должно болтаться;
- оцените работу переключателей скоростей;
- проверьте, как работают тормоза — приподнимите велосипед, раскрутите и остановите;
- посмотрите, как крутятся педали, шатуны, не разболтались ли они;
- проверьте прочность фиксации колес, при необходимости подтяните болты;
- не должно быть люфта рулевой колонки;
- проверьте давление в шинах, в случае необходимости подкачайте;
- смажьте цепь.
Настройка дорожных, шоссейных и МТБ велосипедов
В магазинах продаются велосипеды со стандартной настройкой, которая не всем подходит. На удобство езды влияет взаимное расположение руля и седла. Сначала настраивают высоту седла и его наклон относительно рамы.
Для определения подходящей высоты седла используют метод «при стоячей ноге». Для этого:
- одну педаль переводят наверх, другую — вниз;
- нужно встать на землю;
- нога на нижней педали должна быть практически полностью выпрямлена.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями в зависимости от типа велосипеда.
- На дорожном руль располагают под прямым углом. С этой целью его фиксируют над центральной деталью или втулкой переднего колеса.
- На горном байке руль устанавливают под углом 45 градусов. Для этого его крепят на 1 дюйм (2,54 см) впереди втулки.
- На шоссейных моделях руль устанавливают на 3 дюйма выше седла.
Если вы не хотите заниматься настройкой, предлагаем показать велосипед специалистам.
Обслуживание велосипедов
Для исправной и долгой работы велосипеда требуется регулярное обслуживание. Его необходимо содержать в чистоте, производить смазку механизмов, своевременно менять изношенные детали и расходники.
Чтобы поездки были комфортными и безопасными периодически нужна чистка элементов и переборка узлов. Если вы затрудняетесь производить ремонт самостоятельно, обратитесь к специалистам для ТО велосипеда.
Частота обслуживания и ремонта зависит от стиля вождения, особенностей байка, качества использованных деталей и длительности поездок. Иногда не обойтись без помощи мастера, но в большинстве случаев менять расходные материалы и регулировать велосипед можно своими руками.
Правила ухода
Главное правило — содержите байк в чистоте, регулярно меняйте смазку в местах трения деталей. Спустя время ее нужно менять, так как она накапливает металлические частицы, грязь и пыль, теряет свои качества и только вредит механизмам, увеличивая износ.
Рекомендуется проводить комплекс работ, включающий:
- чистку каретки, переключателей и втулок;
- удаление старой смазки и обработка новой;
- устранение коррозии;
- регулярное подкручивание болтов.
Как ухаживать за рамой?
Конструкция испытывает высокие нагрузки от усилий человека при езде и от зафиксированных на ней деталей. В стыках и трубах копится так называемая «усталость», которая становится заметна лишь спустя долгое время.
Нарушения геометрии каркаса могут возникнуть из-за падения велосипеда, его неправильного использования (перегрузка, езда в неподходящих условиях). Если рама сломалась и своими руками ее не восстановить, нужна помощь специалиста.
Другой проблемой является коррозия, которая появляется в местах сколов и порезов краски. Чтобы не допустить окисление металла и появление ржавчины, необходимо периодически осматривать раму, зачищать следы коррозии, грунтовать и окрашивать проблемные места.
Особенности обслуживания колес
Деформация колес делает езду неудобной, увеличивает износ покрышек. При искривлении в «восьмерку», дефект можно исправить посредством натяжения спиц. Для этого используется специальный спицевый ключ.
Пошаговая инструкция по исправлению «восьмерки»:
- отметьте мелом на покрышке участок, где колесо отклоняется;
- ослабьте спицу, которая находится ближе всего к центру выделенного участка;
- спицы в зоне «восьмерки» ослабляются, а с противоположной стороны натягиваются;
- натяжение должно спадать от центра к краям.
Чтобы не допустить искривления, нужно поддерживать давление в камерах. Проверяйте, чтобы на шинах не было порезов или проколов. Ниппель должен хорошо удерживать воздух. Случается, что шину прокалывают в дороге, поэтому с собой нужно иметь минимальный ремкомплект, позволяющий заклеить дырку. Для этого шину снимают специальными монтажками, чтобы не повредить поверхность обода и камеры.
Чтобы колесо долго служило, нельзя забывать о втулке, которая находится в центре. Бывает несколько типов втулок: со свободным ходом и без, с встроенным тормозом и динамо-машиной, а также планетарные.
Обычно во втулках применяют насыпные или промышленные подшипники. Первые отличаются наличием посадочного места. Считается, что они обеспечивают лучший накат. Но при этом требуют более сложного обслуживания. Промышленные проще менять, и настройка им не нужна.
Техническое обслуживание втулок рекомендуется проводить после каждых 5000 км. Если вы заметили посторонние шумы при вращении колеса, оно с трудом вращается или чувствуется люфт — надо проверить состояние втулки.
Причины могут быть разные:
- неправильно затянуты конусы;
- смазка грязная, с включением абразива и частиц металла;
- смазки нет;
- большой износ и зазоры;
- раскололся корпус пром-подшипника.
Обслуживание велосипеда включает удаление смазки, замену шариков и закладку новой смазки. Сначала снимают колеса, затем тормозную систему. Следующим этапом раскручивают гайки, снимают пыльники и прижимные конусы, затем вытаскивают ось.
Рекомендации по уходу:
- не мойте втулки под большим напором;
- регулярно удаляйте пыль и наносите новую смазку;
- не смазывайте детали слишком жирным слоем, смазка будет выдавливаться.
Обслуживание амортизаторов
Переднюю вилку нужно чистить от пыли и налета, менять в ней смазку и уплотнители. Если мягкость хода не отрегулировать, требуется заменить пружину или демпферы. Для горного байка очень важно поддерживать систему амортизации, от нее зависит комфорт езды и состояние конструкции.
На некоторых моделях помимо вилки стоит задний гаситель. Обращаться с ним необходимо аналогично, как с амортизирующей вилкой. Из-за особенностей положения, его требуется только чаще протирать от грязи и пыли.
Переборка узлов
В случае неисправности тормозов, при плохом управлении байком и проблемах с трансмиссией требуется перебрать элементы.
Рулевая колонка
Если нарушена управляемость велосипедом, необходимо проверить работу рулевой колонки. Байки выпускаются с колонками двух типов — интегрированными с промподшипниками и полуинтегрированными со специальными шариками. Первым требуется лишь смазка время от времени. Со вторыми все сложнее, так как от нагрузок шарики рассыпаются. В результате руль проворачивается или ходит с трудом. Если рулевая колодка с насыпными шариками, то требуется их замена и смазка. Стоит проверить, не загрязнена ли сама колонка. Такое обслуживание вашего велосипеда необходимо проводить в начале каждого сезона.
Тормозная система
Для безопасного передвижения нужно, чтобы хорошо работали тормоза. При постоянном использовании их желательно проверять дважды в неделю.
Обращайте внимание на:
- смазку калипера;
- поверхность колодок;
- уровень износа;
- линию на воздух (для гидравлики).
Необходимо, чтобы колодки были правильно выставлены — с маленьким зазором. При этом они не должны притормаживать колесо. Добиться такого положения удается, если обод не деформирован. Следует регулярно протирать обод насухо, чтобы исключить риск замасливания.
Точность системы торможения зависит от состояния тросиков и их натяжения. При оптимальном натяжении тормозные колодки моментально прилегают к покрышке при нажимании ручки и отходят при отпускании. Рубашка при этом тоже должна быть в хорошем состоянии — проверьте, чтобы не было намоток и трещин.
- Если колесо вращается с трудом, причиной может быть сильно выдвинутая колодка. С внешней стороны калипера нужно болтом ее немного отвернуть и утопить.
- Если байк тормозит, но вяло, неинтенсивно, требуется закрутить винт, но не переусердствовать. Он не должен прикасаться к диску, когда колесо свободно вращается.
- В случае с гидравликой требуется содержать линию в рабочем состоянии. Она может плохо работать, если попал воздух или жидкость загрязнилась. Желательно 1 раз в сезон выполнять прокачку системы спецоборудованием.
Трансмиссия
При техническом обслуживании проверяют состояние подшипников внутри каретки и шатунную пару — на ней не должно быть трещинок.
Что нужно проверить:
- подшипники и смазку каретки (при необходимости заменить);
- не деформированы ли шатуны;
- отсутствие загрязнений на цепи;
- настройку переключателей.
Обслуживание трансмиссии велосипеда проводится в несколько этапов: чистка, сушка и смазка. Сначала звезды и цепь нужно отмыть от смазки и грязи, потом убрать абразив с подвижных частей, вытащить частицы металла из зазоров. С этой целью используют ветошь и щетки.
Для манипуляций каретку и шатуны необходимо демонтировать с помощью съемников. Это можно выполнить вручную или посредством выжимки.
Признаки, что нужна чистка звезд и цепи:
- сильное трение при езде;
- посторонние скрипы;
- быстрое стачивание подвижных элементов;
- утоньшение зубьев цепи;
- биение;
- увеличенный люфт;
- быстрое вытягивание звеньев.
В мастерских всегда начинают с промывки. Специалисты выполняют работы без снятия узлов и со снятием. Если не снимать запчасти, то используют машинку, либо продувают звенья аэрозолями. Можно воспользоваться мойкой под высоким давлением.
После промывки нужно дать деталям просохнуть, это займет 1-1,5 часа. Далее на подвижные места звеньев наносят смазку. Благодаря правильно выполненным работам не нужна постоянная чистка.
Если звезды износились, их меняют по отдельности. Для этого используют съемник со специальным хлыстом для удерживания цепи.
Частота технического обслуживания каретки зависит от ее типа:
- открытая — имеет вкрученные по резьбе чашки, узел быстрее загрязняется и чаще требует обслуживания;
- закрытая (картридж) — на разбирается (только некоторые модели разборные), поэтому мало подвержена загрязнению.
На неисправность каретки указывает проворачивание педалей в верхнем положении, скрип. Причина может быть в плохо затянутом шатуне или сломанном сепараторе подшипников.
Регулярное устранение недочетов, своевременный ремонт и бережное обращение позволяет долго и с комфортом пользоваться велосипедом.